Brain-Gym

Brain-Gym – это комплекс упражнений, направленных на преодоление трудностей, неизбежно возникающих при восстановлении утраченных вследствие патологий функций головного и спинного мозга. Основной идеей, вокруг которой построена данная программа нейрореабилитации, является взаимосвязь трёх элементов: мозга, тела и эмоций пациента.

Мозг непрерывно получает от различных рецепторов определённые сигналы – даже в состоянии покоя. Эти сигналы, поступающие от органов чувств и мышц, образуют различные сочетания, активизируя нейронные связи – каждое из таких сочетаний и представляет собой процесс обучения, который является основой реабилитационной программы.

После поражения головного или спинного мозга пациент подобен ребёнку – ему приходится заново учиться контролировать собственное тело и органы чувств. Как только человек начинает двигаться, его мозг формирует внутреннюю карту движений, позволяющую взаимодействовать с окружающим миром – это и есть сенсомоторный интеллект.

Развитие его начинается с освоения базовых движений и первичных рефлексов, которые одинаковы у всех людей. Впоследствии на основе этой базы пациент обучается более сложным движениям. В первое время после болезни пациент вновь осваивает множество возможных сочетаний движения и положения рук, ног, глаз, корпуса и т. д. – эти сочетания формируют указанную карту движений. Процесс идёт непрерывно, если ему не мешает травма или эмоциональный стресс, а задачей врачей является максимальное его ускорение и обеспечение благоприятных условий для реабилитации.

Важно отметить, что процесс формирования сенсомоторного интеллекта после поражения мозга необходимо направлять – если этого не делать, реабилитация будет проходить значительно медленнее. Между тем, от качества обучения на этапе формирования сенсомоторного интеллекта напрямую зависят прочие способности человека – в том числе и интеллектуальные.

Временной промежуток, отводимый на формирование сенсомоторного интеллекта после поражения мозга, достаточно мал – человек стремится как можно быстрее восполнить утраченные функции. Это приводит к появлению вероятности недостаточно сбалансированного и полного его формирования. Одной из задач Brain-Gym является восполнение навыков сенсомоторной координации, движения и сохранения равновесия.

Упражнения программы

Программа Brain-Gym включает в себя 26 упражнений, направленных на восстановление, тренировку и активацию различных сенсомоторных навыков, которые оказывают позитивное влияние на высшие когнитивные способности человека. Упражнения разделены на четыре группы и направлены на развитие трёх видов сенсомоторных навыков.

Первая категория – это навыки организации тела и сохранения равновесия (как в движении, так и в состоянии покоя) – в частности, способность удерживать голову в заданном положении, сохранять вертикальное положение тела в процессе ходьбы и стоя на месте. Также к этим навыкам относится способность к направленному движению, потягивания, изгибы, толкание предметов, тяга, вращение и кручение, перенос или поднимание предметов. На восстановление вышеперечисленных навыков направлены т. н. «энергетические» упражнения, помогающие пациенту взаимодействовать с неживыми объектами («где это?»).

Вторая группа упражнений имеет целью развитие навыков организации личности и поддержания равновесия в социальной среде – в частности, способностей к самоконтролю и ведению игр. Упражнения помогают пациенту взаимодействовать с другими людьми («где я в отношении к окружающим?»).

Второй группой навыков, на развитие которых направлена программа Brain-Gym, являются способности к управлению движением: ползанье, бег, ходьба, лазание, прыгание, скачки и перескакивание. Это движения, которые связаны с высокоорганизованной познавательной деятельностью: пониманием, прогнозированием и длительной концентрацией. Упражнения третьей группы, направленные на развитие этих навыков, помогают пациенту оценить своё положение относительно других объектов («где я?»).

Последней группой навыков являются навыки общения и сенсомоторной координации: смотрение и слушание, отпускание и удерживание объектов, рисование, письмо, использование инструментов, счёт, бросание, ловля мячика и т. д. На развитие этих способностей направлена четвёртая группа упражнений («что это?»).

Указанные четыре группы упражнений соответствуют трём базовым видам движения: сохранению равновесия, движению и сенсомоторной координации. Также упражнения развивают физические механизмы трёх основных функций:

  • Организация. Упражнения первой группы развивают способности к планированию, упорядочиванию и выстраиванию, а упражнения второй группы помогают пациенту расслабиться, сохранять эмоциональную стабильность и взаимодействовать с окружающими;
  • Управление. Упражнения третьей группы позволяют пациенту снять напряжение, способствуют восстановлению способности концентрироваться, самовыражаться и проявлять инициативу;
  • Общение. Навыки обработки информации, письма, ведения беседы и аудирования.

Конкретная программа реабилитации составляется исходя из того, какие функции мозга пациента были поражены в результате болезни – построение системы Brain-Gym позволяет легко выбрать оптимальные упражнения для работы с каждым пациентом.

Также смотрите о других методах:

Для получения профессиональной консультации по методам нейрореабилитации
Звоните нам по телефону: +49 (228) 972 723 17
или пишите на Email здесь