Чтение после инсульта

Одним из возможных последствий перенесенного инсульта может стать дислексия или неспособность к чтению. Такое осложнение может возникнуть даже при сохранении речевой функции или способности к письму.

Трудности в восприятии текста существенно ограничивают деятельность человека, процесс чтении становится крайне утомительным и требует много усилий. Однако многие больные через определенное время справляются с этим осложнением:

  • восстановление способности к чтению может произойти спонтанно,
  • улучшения можно достигнуть посредством целенаправленных занятий,
  • также дислексию можно компенсировать.

Ниже приведены некоторые подходы и упражнения, которые могут использоваться для реабилитации после инсульта применительно к лечению дислексии.

Дислексия

Как именно проявится неспособность к чтению, зависит от пораженных при инсульте участков головного мозга и от того, каким образом организована способность к чтению у пациента. Большинство языковых функций реализовано в левом полушарии головного мозга, но правое полушарие тоже в некоторой степени может обеспечить способность к чтению. Поэтому даже в случае обширного поражения левого полушария можно частично восстановить способность к чтению за счет правого полушария.

Для большинства пациентов чтение вслух после инсульта дается тяжелее чтения про себя. Это объясняется тем, что большинство пациентов испытывают трудности с воспроизведением слов и речью в целом, что задействуется при чтении вслух. У некоторых пациентов, наоборот, восприятие слов в письменном виде проходит тяжелее восприятия на слух. Также разнообразны и конкретные проявления дислексии: больной может лучше воспринимать отдельные слова, но с трудом понимать предложения или наоборот.

Компенсация утраченной способности

В случае если человек может воспринимать информацию на слух, современные технологии позволяют преобразовать некоторые виды информации в аудио или видео формат: существуют аудио книги и специальные программы, которые воспроизводят предварительно отсканированный сканированный текст.

Осуществление многих повседневных занятий также можно сделать возможным без чтения. Например, при посещении магазина, вместо списка покупок можно брать с собой вырезки с логотипами или этикетки товаров.

Реабилитация

Терапия может значительно улучшить способность к чтению. Однако процесс восстановления крайне сложен и оптимальные упражнения должны подбираться на индивидуальной основе квалифицированным специалистом, который проходил подготовку в области восстановления способности к чтению. Многие упражнения и методики требуют самостоятельной работы больного.

Ниже приведены советы, которые, возможно, окажутся полезными в случае приобретенной после инсульта дислексии.

  • Произношение отдельных букв. При этом упражнении необходимо произносить не названия букв (согласно алфавиту), а звуки, т.е. не «эс», а «сссс», не «эр», а «рррр». После закрепления отдельных букв можно переходить на их сочетания «при», «тся», «лаг» и проч., при достижении прогресса можно переходить на слова: их необходимо читать по слогам. В качестве пособия можно использовать школьный учебник русского языка младших классов – там много упражнений на словоформы, приставки, корни слов, которые можно использовать для чтения.
  • Чтение по буквам. В некоторых случаях пациент может понять слово, если услышит его, поэтому при чтении нужно произносить вслух отдельные буквы: понимание слова может прийти от слуха. Отдельное слово необходимо разбить на буквы и попытаться подряд проговорить каждый его звук, возможно повторить данную операцию несколько раз. При этом высока вероятность, что последовательность произнесенных звуков будет похожа на правильное произношение и окажется понятным для смыслового восприятия.
  • Зрительное запоминание слов в письменной форме. В случае когда больной не может прочитать слово целиком целесообразно заучивание слов по изображению на письме: т.е. при чтении будет распознаваться внешний вид слова. Для этих целей можно использовать иллюстрации объектов с подписями. Такие пары (изображение + слово) можно найти в газетных заголовках, различных иллюстрированных журналах, на многих интернет-сайтах. Существуют специальные аудио и видеозаписи, в которых к каждому слову добавляется изображение и/или слово произносится вслух.
  • Упражнение на развитие фокусировки. В некоторых случаях трудность чтения возникает из-за того, что человек не может сфокусировать взгляд на предложении и постоянно теряет текущее место в тексте. В этом случае хорошо помогает слежение за текстом с помощью пальца. Также полезным оказывается увеличение межстрочных интервалов, разбиение текста на параграфы и другие элементы верстки.

Эффективность приведенных упражнений сильно различается в каждом конкретном случае. Для разработки максимально действенной программы лучше обратиться к специалисту.


Также смотрите другие статьи по данной тематике:

Для получения профессиональной консультации по вопросам реабилитации после инсульта
Звоните нам по телефону: +49 (228) 972 723 17
или пишите на Email здесь